Избранные тексты

Нейросети — кризис для мира искусства?
Сегодня в арт-сообществе ведутся горячие споры о возможном кризисе для мира искусства. В связи с появлением искусственного интеллекта (AI) художники, подобно луддитам столетия назад, ощутили себя под угрозой из-за стремительно развивающихся технологий. Однако оправданы ли их тревоги? Способны ли Midjourney, DALL-E 2, Kandinsky 2.2 и многие другие ИИ-генераторы изображений по текстовым описаниям заменить собой творцов — или же люди в привычной им манере испугались своих новых, по факту безобидных слуг?
Первую большую волну негодований среди художников вызвала победа картины «Театр космической оперы» (Théâtre D'opéra Spatial) в августе 2022 года на конкурсе изобразительного искусства в Колорадо. Тогда житель США Аллен Джейсон сгенерировал картину с помощью Midjourney, даже не скрывая, как была создана работа. Кроме того, он рассказал, что ему пришлось сделать множество текстовых запросов сети и даже дорисовывать полученный результат самому.

После этой скандальной истории художники по всему миру стали активно бойкотировать художественную генерацию искусственного интеллекта или открыто высказывать свое негодование. Бойкоты проходили на всех арт-площадках: авторы публиковали свои работы, призывающие к отказу от AI.

Проблема развивающегося искусственного интеллекта чем-то напоминает кота Шрёдингера, который одновременно жив и мёртв, пока мы не откроем ящик с ним. ИИ есть, но люди пока не до конца поняли, чего больше он принесет: пользы или проблем. Во многом паника художников преувеличена из-за неопределенности арт-индустрии в будущем высокоразвитого AI. Для того, чтобы человеку стать художником, ему необходимо прикладывать усилия и желательно учиться этому с раннего детства. Усидчивость становится главным качеством на пути обретения ремеслу: рисовать приходится практически каждый день. У большинства художественных училищ не встает вопрос о таланте или предрасположенности к рисованию — там стараются научить всех. Овладеть ремеслом может даже слабый студент-новичок — главное практиковаться, учиться на примерах и шлифовать свои навыки. Для любого художника — это целые годы занятий творчеством и «набивания руки». Сейчас же получается, что все эти усилия, словно по нажатию кнопки, обесценились машиной.
Лев Манович в одном из своих интервью прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Конечно, инструменты вроде Midjourney в каком-то смысле обесценивают многолетнее обучение ремеслу, но гениев они не обесценивают».
Однако обучение нейросети — это долгий и трудоемкий процесс. Не так давно, после разработки алгоритмов обучения, получаемые модели стали использовать в практических целях: для распознавания образов, анализа больших данных и многого другого. Сложно представить задачу, с которой сегодня не совладает ИИ. Вопрос лишь в ресурсах и времени.
Нейронные сети — одно из направлений в разработке систем искусственного интеллекта. Нейросеть можно сравнить с деревом в лесу: корни берут влагу из земли, дерево разрастается многочисленными ветвями, на которых распускаются листья. Схожим образом функционирует и нейросеть — она получает входные данные, после чего ее внутренний слой (или слои) творят на их основе «магию», а на выходе получаем новые данные. Это своеобразная попытка специалистов искусственно смоделировать способности человека к обучению, включая его умение исправлять собственные ошибки и учиться на них.
Midjourney при более углубленном рассмотрении представляет собой алгоритм машинного обучения, основанный на комбинации нескольких нейронных сетей. Сеть Generator на основе полученных «оригинальных» образцов создает свои, а сеть Discriminator словно опытный и придирчивый эксперт сравнивает эти генерации с «оригиналами», оценивая схожесть. В процессе подобных соревнований сети обучаются и совершенствуются, со временем создавая всё более похожие образцы на оригиналы. Есть и еще одна нейронная сеть, которая не участвует в этой гонке, но тоже является частью слаженной системы — она сопоставляет текстовое описание с изображением. Ее чаще обучают «с учителем», когда человек оценивает насколько точно справилась сеть и одобряет или обозначает как ошибку ее решение.
Чем-то напоминает обучение студентов в художественном училище: повтори оригинальную картину как можно точнее.
Вопрос «Сумеет ли AI заменить художников?» стоит задавать иначе. За что готовы платить люди? Почему люди вообще ценят искусство? Что именно поставить на аватарку в социальной сети большинству не так уж и важно? Мало кто заказывает себе профессиональную фотосъемку и вкладывает в неё тайные смыслы. Гораздо проще и быстрее сгенерировать приятную глазу картинку за пару минут, все равно будет заменена и не раз. Кроме того, при использовании чужих работ, будь то рисунки или фотографии, можно столкнуться с юридическими тонкостями касательно авторского права. Сгенерированные нейросетью образы таких проблем не имеют.
Будут ли использоваться нейросети для автоматизации рутинных процессов? С появлением фабрик и мануфактур люди уже сталкивались и с забастовками, и с сокращением рабочих мест. Однако хотели бы вы без перерывов на сон и еду отрисовывать фоны для очередного сезона какого-нибудь модного сериала? Или потратить неделю на создание паттернов для заказчика, из которых будут выбраны один или два? Все ли вкладывают в подобные вещи частичку себя, насколько сильно труженики посвящают себя работе? Получается, что есть рутина, которую представители любых профессий стараются автоматизировать, а есть творческие процессы, где человек делится своим видением. Люди ценят искусство за вложенную в него душу и силы.
Инженера-тестировщика уволили из Google, после того как ИИ в диалоге убедил его, что имеет самосознание. Иронично, что это была нейросетевая языковая модель для общения на любые темы. Ученым-исследователям ясно, что нейросеть прекрасно справилась со своей задачей — сымитировала человека в диалоге, а не стала отдельной личностью. Футурологи опасаются не того, что машины заменят рабочую силу, а что искусственный сверхинтеллект (ASI) попросту не станет выполнять команды людей.
«Если кто-нибудь, в нынешних условиях, создаст слишком мощный ИИ, я считаю, все до единого представители человеческой расы и вся биологическая жизнь на Земле вскоре после этого погибнет», — заявляет Элиезер Юдковский, американский специалист по ИИ. Это не предсказание, а лишь гипотеза, куда заведет нас наше неукротимое любопытство.
Генеративное искусство существовало еще до разработки современных нейросетей. Периодом его развития стали 60-е годы – время распространения компьютерных технологий. Уже тогда искусство и все культурное сообщество получили сильный толчок. Остались ли художники без работы с появлением и развитием компьютеров, графических программ или плагинов генерирующих паттерны? Оглядываясь назад, мы можем с уверенностью сказать — конечно нет! Благодаря технологиям и творческим поискам художников в цифровом и постцифровом искусстве компьютерная графика считается обыденностью. Так и AI может быть средством для расширения творческого потенциала художников. К примеру, Татьяна Сириус, современная художница из Москвы и участница женской арт-группы «Передвижницы», приоткрыла для нас закулисье своего рабочего процесса над серией «Лучшие из нас могут потерять терпение». Наравне с фотографиями в качестве референсов она использовала и генерацию Midjourney.

Кисть или стилус из руки художника машина не вырвет. Она может помочь с поиском новых идей, вдохновить на эксперименты и расширить границы искусства.
Нейросети могут использоваться в качестве инструмента для создания совместных проектов, где искусство человека сочетается с возможностями искусственного интеллекта. Так, например, делает независимая художница и преподаватель Британской высшей школы дизайна Екатерина Слободская в своем фотопроекте «False Floor». Он представлял из себя экспозицию из фотографий, лишь при внимательном рассмотрении которых можно было обнаружить, что их сгенерировала нейросеть. Художница поставила перед собой цель запутать своих зрителей, размыв грань между реальным и вымышленным.

AI не является субъектом наравне с человеком, это контролируемый творцом инструмент, подобный краскам и холсту. Да, нейросети могут быть полезными, но они не обладают человеческими эмоциями и чувственным восприятием, которые могут быть важными компонентами при создании искусства. Такое программное обеспечение как Midjourney — своеобразный рандомайзер, генерирующий новое из того, что в него когда-то заложили люди. Художник с богатым кругозором и «насмотреностью» отталкивается от этого же. Человек же не делает это бездумно, он знает, что хочет рассказать и как, у него есть идея и он способен вкладывать собственные значения в работы. Получается, что наша природная субъективность — это наше преимущество над AI.
Нейросети еще не раз будут вызывать споры в мире искусства, но жаркие обсуждения вокруг этого явления не делают его кризисом искусства. Не бойтесь технологий. Будьте гибки и готовы к переменам. Технологии создаём мы сами, чтобы они служили нам — не наоборот. Пока что.