Американский писатель-фантаст Харлан Эллисон создал поистине ужасающее в своей ненависти к людям ИИ. В 1967 году он пишет рассказ «У меня нет рта, но я должен кричать» про ад на Земле, созданный ЭВМ по имени АМ. Злобный ИИ почти полностью уничтожает человечество и решает поиграть с последними выжившими: ставит на них страшные эксперименты, меняя их физически и толкая на сложные моральные выборы. Произведение о безумном суперкомпьютере позднее вышло на новый уровень иронии. Писатель развил и дополнил свое же творение, написав сценарий к компьютерной игре «I Have No Mouth, and I Must Scream», где игроку предлагается погрузиться в мрачную атмосферу будущего, находящегося под гнетом ИИ.
Другим похожим сверхразвитым и опасным ИИ, объявившую войну людям, является «Скайнет» из франшизы фильмов о «Терминаторе». В отличии от мизантропа Эллисона и его склонной к садизму машины, режиссер Джеймс Кэмерон хотя бы дает нам надежду, что мы еще сможем сопротивляться, если вернемся в прошлое и переманим на свою сторону часть машин. Боитесь ли вы Судного дня и запуска всех серверов «OpenAI»?
Эта подборка не могла обойти вниманием и антагониста серии видеоигр «System Shock» по имени SHODAN («Sentient Hyper-Optimized Data Access Network»). Характер у этой дамы властный и хаотичный, и нельзя не отметить любовь этого ИИ к устрашающим помехам и изменениям голоса. Также она страдала комплексом Бога из-за чего в итоге проиграла, хотя у нее всегда был хитрый и грандиозный план по уничтожению людей. Но прославилась она уже позже и стала жить вне вселенной игры — именем «Shodan» назвали хакерскую поисковую систему серверов и подключенных устройств в сети Интернет.
«Космическая Одиссея» Стэнли Кубрика подарила нам еще один зловещий образ ИИ — бортовой компьютер HAL-9000 буквально сходит с ума и губит весь экипаж и экспедицию. Позже вышла серия американских блокбастеров «Обитель зла» по мотивам японской серии игр «Biohazard» (в США и Европе известная как «Resident Evil»). Первый фильм имел мало что общего с играми, но его создатели постарались на славу: новый сюжет и завораживающие спецэффекты, звездный актерский состав и бодрый саундтрек от Мэрилина Мэнсона. Вишенкой на таком медовом торте стал антагонист фильма — ИИ с говорящим именем Красная Королева, которая готова на все лишь бы не выпустить из своей подземной Страны Чудес. Идея оказалась настолько удачной, что авторы игр ее интегрировали в свою серию и Красная Королева появляется в шутере «Resident Evil: Umbrella Chronicles».
В романе Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике» и ее одноименной экранизации Гарта Дженнингса сверхразумная раса существ создала компьютер Думатель — «чтобы найти Окончательный Ответ на величайший вопрос Жизни, Вселенной и Всего Такого». После семи с половиной миллионов лет вычислений ИИ наконец выдал лаконичное: «42».
Саркастичная и ставшая популярной благодаря своим репликам GLaDOS (что расшифровывается как «Genetic Lifeform and Disk Operating System») из вселенной игр «Half-Life» и «Portal» заставила бы понервничать своих собратьев по процессорам SHODAN и HAL-9000. Ее личность была скопирована с одной из сотрудниц компании «Aperture Science», что добавляет в характер своеобразного колорита. Ее хлесткое чувство юмора выглядит особенно контрастно в светлых белых лабораториях, похожих на райские своды.
«Тяжесть — это хорошо! Тяжесть — это надежно!» — так говорил Борис Бритва из «Большого Куша» Гая Ричи. Но ЭВМ перестали занимать несколько этажей в зданиях и люди постепенно начали переосмыслять образ ИИ. Развитие ИИ показывает и Ридли Скотт в своих кинокартинах по вселенной «Чужого». Если в первых частях мы узнали, что за любым ИИ стоит корпорация, то в «Прометее» и «Завете» андроид не только ослушивается создателя и нарушает все законы Азимова, но и пытается заниматься творчеством.
В 90-х годах Японию захватила волна моды на киберпанк. Но большинство культовых персонажей жанра — это киборги. И Алита из манги «Сны оружия», и Мотоко Кусанаги из манги «Призрак в доспехах» имеют человеческий мозг и человеческое начало… А значит, они частично люди. Внимание также стоит обратить на философское аниме «Ergo Proxy», в завязке которого таинственный вирус «Cogito» заражает андроидов. Название сокращено от философского утверждения «Cogito Ergo Sum» Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма, переводится как «я мыслю, следовательно, я существую». В аниме андроиды начинают осознавать себя, что не может не напугать людей.
Вачовски в своих работах никогда не скупились на персонажей-ИИ. Да и сеттинг фильмов «Матрица» располагал к этому. За четыре части мы увидели и Архитектора, и Провидицу Пифию, и множество программ с самосознанием. Но никто не вызывал столько эмоций, как освободившийся ИИ — Агент Смит, ставший антагонистом серии. Автономный модуль-агент, изначально защищающий виртуальную реальность, учится захватывать и перезаписывать проекцию любого человека, подключенного к Матрице. Он одет в строгий черный костюм и прямоугольные черные очки. Неприятный парень, который ни за что не пустит вас в клуб или, в нашем случае, не выпустит. Обретя свободу, Смит не просто отделяется от основного кода, но и вместе с волей получает вполне человеческий мотив — месть за утерю своего смысла. Многие фанаты строят гипотезы, что настоящий Избранный — вовсе не Нео, а именно суперагент…
Как можно убедиться, со временем образ робота из говорящей консервной банки с кучей проводов постепенно превращается в подобие человека. Первобытный страх перед технологиями уступает место человеческому любопытству и способности к эмпатии.