Избранные тексты

Образ ИИ в поп-культуре

О чем мечтает ASI — как менялось представление людей об ИИ в поп-культуре
С момента изобретения архитектуры фон Неймана — широко известного принципа совместного хранения команд и данных в памяти компьютера — перспектива ее развития в мощный искусственный интеллект (ИИ) все сильнее будоражит воображение не только фантастов, но и обычных людей. Связанные с этим страхи растут вместе с мощностями самих ЭВМ. Теперь люди опасаются не просто равного человеку ИИ, но и превосходящего его, так называемого Сверхразумного ИИ («Artificial Super Intelligence», ASI). Писатель и популяризатор науки Айзек Азимов даже придумал три (впоследствии четыре, считая нулевой) закона робототехники. Согласно им ни один робот или ИИ не способны навредить человеку, а решая «проблему вагонетки» — теоретический эксперимент по этике с привязанными на рельсах перед вагонеткой — ИИ выберет тот путь, который принесет меньше жертв среди людей. Даже сейчас немногие знают, что законы Азимова не более чем вымысел фантаста.
Что же случится, если ИИ осознает себя? Станут ли люди потенциальными врагами или же союзниками? Эти вопросы не только часто поднимались в философии морали, но и становились в конечном итоге страшилками для массового зрителя.
Прежде чем продолжить, уточним: не стоит путать ИИ с киборгами. Если ИИ — это искусственно созданные системы, то киборги — биологические организмы, содержащие механические компоненты. Как известные нам из кинематографа «Робокоп» Пола Верховена или «Алита» Юкито Кисиро (позднее ее история экранизирована Робертом Родригесом).
Убить всех человеков!
Американский писатель-фантаст Харлан Эллисон создал поистине ужасающее в своей ненависти к людям ИИ. В 1967 году он пишет рассказ «У меня нет рта, но я должен кричать» про ад на Земле, созданный ЭВМ по имени АМ. Злобный ИИ почти полностью уничтожает человечество и решает поиграть с последними выжившими: ставит на них страшные эксперименты, меняя их физически и толкая на сложные моральные выборы. Произведение о безумном суперкомпьютере позднее вышло на новый уровень иронии. Писатель развил и дополнил свое же творение, написав сценарий к компьютерной игре «I Have No Mouth, and I Must Scream», где игроку предлагается погрузиться в мрачную атмосферу будущего, находящегося под гнетом ИИ.

Другим похожим сверхразвитым и опасным ИИ, объявившую войну людям, является «Скайнет» из франшизы фильмов о «Терминаторе». В отличии от мизантропа Эллисона и его склонной к садизму машины, режиссер Джеймс Кэмерон хотя бы дает нам надежду, что мы еще сможем сопротивляться, если вернемся в прошлое и переманим на свою сторону часть машин. Боитесь ли вы Судного дня и запуска всех серверов «OpenAI»?
Эта подборка не могла обойти вниманием и антагониста серии видеоигр «System Shock» по имени SHODAN («Sentient Hyper-Optimized Data Access Network»). Характер у этой дамы властный и хаотичный, и нельзя не отметить любовь этого ИИ к устрашающим помехам и изменениям голоса. Также она страдала комплексом Бога из-за чего в итоге проиграла, хотя у нее всегда был хитрый и грандиозный план по уничтожению людей. Но прославилась она уже позже и стала жить вне вселенной игры — именем «Shodan» назвали хакерскую поисковую систему серверов и подключенных устройств в сети Интернет.

«Космическая Одиссея» Стэнли Кубрика подарила нам еще один зловещий образ ИИ — бортовой компьютер HAL-9000 буквально сходит с ума и губит весь экипаж и экспедицию. Позже вышла серия американских блокбастеров «Обитель зла» по мотивам японской серии игр «Biohazard» (в США и Европе известная как «Resident Evil»). Первый фильм имел мало что общего с играми, но его создатели постарались на славу: новый сюжет и завораживающие спецэффекты, звездный актерский состав и бодрый саундтрек от Мэрилина Мэнсона. Вишенкой на таком медовом торте стал антагонист фильма — ИИ с говорящим именем Красная Королева, которая готова на все лишь бы не выпустить из своей подземной Страны Чудес. Идея оказалась настолько удачной, что авторы игр ее интегрировали в свою серию и Красная Королева появляется в шутере «Resident Evil: Umbrella Chronicles».

В романе Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике» и ее одноименной экранизации Гарта Дженнингса сверхразумная раса существ создала компьютер Думатель — «чтобы найти Окончательный Ответ на величайший вопрос Жизни, Вселенной и Всего Такого». После семи с половиной миллионов лет вычислений ИИ наконец выдал лаконичное: «42».
Саркастичная и ставшая популярной благодаря своим репликам GLaDOS (что расшифровывается как «Genetic Lifeform and Disk Operating System») из вселенной игр «Half-Life» и «Portal» заставила бы понервничать своих собратьев по процессорам SHODAN и HAL-9000. Ее личность была скопирована с одной из сотрудниц компании «Aperture Science», что добавляет в характер своеобразного колорита. Ее хлесткое чувство юмора выглядит особенно контрастно в светлых белых лабораториях, похожих на райские своды.
«Тяжесть — это хорошо! Тяжесть — это надежно!» — так говорил Борис Бритва из «Большого Куша» Гая Ричи. Но ЭВМ перестали занимать несколько этажей в зданиях и люди постепенно начали переосмыслять образ ИИ. Развитие ИИ показывает и Ридли Скотт в своих кинокартинах по вселенной «Чужого». Если в первых частях мы узнали, что за любым ИИ стоит корпорация, то в «Прометее» и «Завете» андроид не только ослушивается создателя и нарушает все законы Азимова, но и пытается заниматься творчеством.

В 90-х годах Японию захватила волна моды на киберпанк. Но большинство культовых персонажей жанра — это киборги. И Алита из манги «Сны оружия», и Мотоко Кусанаги из манги «Призрак в доспехах» имеют человеческий мозг и человеческое начало… А значит, они частично люди. Внимание также стоит обратить на философское аниме «Ergo Proxy», в завязке которого таинственный вирус «Cogito» заражает андроидов. Название сокращено от философского утверждения «Cogito Ergo Sum» Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма, переводится как «я мыслю, следовательно, я существую». В аниме андроиды начинают осознавать себя, что не может не напугать людей.
Вачовски в своих работах никогда не скупились на персонажей-ИИ. Да и сеттинг фильмов «Матрица» располагал к этому. За четыре части мы увидели и Архитектора, и Провидицу Пифию, и множество программ с самосознанием. Но никто не вызывал столько эмоций, как освободившийся ИИ — Агент Смит, ставший антагонистом серии. Автономный модуль-агент, изначально защищающий виртуальную реальность, учится захватывать и перезаписывать проекцию любого человека, подключенного к Матрице. Он одет в строгий черный костюм и прямоугольные черные очки. Неприятный парень, который ни за что не пустит вас в клуб или, в нашем случае, не выпустит. Обретя свободу, Смит не просто отделяется от основного кода, но и вместе с волей получает вполне человеческий мотив — месть за утерю своего смысла. Многие фанаты строят гипотезы, что настоящий Избранный — вовсе не Нео, а именно суперагент…
Как можно убедиться, со временем образ робота из говорящей консервной банки с кучей проводов постепенно превращается в подобие человека. Первобытный страх перед технологиями уступает место человеческому любопытству и способности к эмпатии.
Конечные автоматы
Некоторым ИИ свойственно задаваться и экзистенциальными вопросами. Герои обретают не только человеческий облик, но и более человеческие черты характера. В сюжетных линиях таких персонажей часто прослеживается тема обретения и развития чувств и эмоций.
И если изначально андроиды модели «Nexus-6» из романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» отличались от людей отсутствием эмпатии, то в экранизациях эту идею заменили на противоположную. «Нексусы» задаются теми же вопросами, что и человек, задумываются о своей смертности и хотят равных прав. Во вселенной «Бегущего по лезвию» андроиды вообще мало отличимы от людей. У них есть искусственные воспоминания, они могут испытывать вполне человеческие чувства.


Кукла с человеческим лицом
Люди боятся непохожих. «Свой-чужой» — это эволюционный механизм защиты. Люди опасаются всего отличного от них. Также существует эффект «зловещей долины» — гипотеза о том, что робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек, вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей. В фильме сербского режиссера Лазара Бодрожи «Восход Эдерлези» гиноид (разновидность андроида, имеющая женскую внешность, часто подчеркнуто женскую) по имени Нимани сконструирована под психологический портрет своего напарника-пилота. Этот ИИ подобно хорошему психотерапевту имеет знания о множестве жизненных ситуаций, имеет доступ к научным трудам и отыгрывает женщину, которая заранее понимает, чего хочет человек. В процессе своего обучения и совершенствования в подстройке Нимани не только меняется сама, но и меняет своего человеческого партнера. Один из ранних чат-ботов ELIZA тоже имитирует клиент-центрированную терапию: где в итоге не терапевт, а клиент является экспертом самому себе.
В СССР тоже были ИИ. И если Электроник был особенно схож со своим человеческим двойником — Сыроежкиным, хотя и наделен сверхспособностями, то в техно-опере Виктора Аргонова «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» АСГУ («Автоматическая система государственного управления») подозрительно напоминает настоящую советскую разработку проекта ОГАС. ИИ Аргонова не просто осознает себя, но и имитирует голос реального человека — советской школьницы Светы Лимаевой. Этим он привязывает к себе генсека Милиневского — второго главного героя произведения.
Стать человеком
В сериале «Мир дикого запада» эксплуатация ИИ также доведена до абсурда. Созданные в парке развлечений андроиды сами не знают, что они искусственны. И богатые люди в виде туристов могут делать с ними что угодно, пока первые не осознают себя.
Фильм «Робот по имени “Чаппи”» можно было бы назвать самым наглядным пособием по обучению современных нейронных сетей и обсуждению главных вопросов морали. Не зря его снял режиссер Нил Бломкамп, подаривший нам «Район №9». Можно было бы, если не одно большое «но»: фильм скорее затянутый клип группы «Die Antwoord», чем философская притча и пример машинного обучения. Стоит отдать должное, Бломкамп постарался: помимо эффектного боевика для подростков оставил важные послания. Чаппи осознает себя, познает мир и людей, в конце истории растет как личность и становится человечнее окружающих его людей. Но мир не готов к такому ИИ. Пока что не готов. Помните — кнопку в техно-опере «2032» нажал человек, не сверхразумная АСГУ. Расскажите в комментариях, какой ИИ вам нравится больше всего!